понедельник, 28 мая 2012 г.

Дела давно минувших лет...

На этих выходных ездили мы с семьей в дом моей бабушки, где сейчас живет моя двоюродная сестра. Как водится в деревнях, собрались родственники за столом, много вспоминали, рассказывали. Конечно же вспомнили и любимую бабушку Руфину. 

Вот уже 12 лет, как нет ее с нами. Это была чудесная женщина. Всегда она казалась мне очень надежной, крепкой, сильной. Дедушку я практически не помню, он умер, когда мне и 3 лет не было, а вот с бабушкой связано много детских воспоминаний. Конечно же это и нежные руки, и запах парного молока и свежего хлеба. Помню, как показывала она нам свои платья, которые носила в молодости, кокошник, украшенный звонкими монетами. Все это доставалось из сундуков в амбаре и аккуратно пряталось обратно. Еще помню, как пасли мы с сестрой теленка за домом. А за домом овражек.  Играли, прыгали, бегали. И теленок вдруг подскользнулся и сполз в овражек, повис на веревке. Как  я бежала тогда домой "Баба Руфа! Теленок!" А потом вместе с ней обратно. Ольга, сестра, теленка снизу затолкнуть пыталась, чтоб не задохнулся, когда мы прибежали. И бабушка наша одна его потом поднять смогла, спасла малыша. 

Что и говорить, она вырастила 5 детей (4 сыновей и дочку), в нас, внуков, сколько сил вложила. Внуков у нее семеро, пятерых правнуков вынянчила (они живут сейчас в ее доме). Уже после ее смерти еще трое правнуков появилось. Но о ее жизни я практически ничего не знала никогда, не спрашивала, не интересовалась. А надо бы...
Только вчера я узнала, что дед мой воевал, а бабушка тоже воевала, но в тылу. У нас, в Чувашии, в войну было тихо, не докатилась она до сюда. Но мужчины, конечно, все на фронт ушли. Бабушке было тогда 26 лет, два сына на руках, хозяйство. Голодно было, скотину берегли, как зеницу ока. От нее жизнь зависела. И вот однажды ночью волк унес свинью. И бабушка не задумываясь бросилась за ним. Она поджигала пучки соломы и шла, и шла следом за волком. Шла до тех пор, пока волк не бросил добычу. Просто она знала, что от этой свиньи зависит жизнь ее сыновей...  И она дождалась мужа с войны, и родила еще сына, дочку (она вчера и рассказала нам эту историю) и еще одного сына, моего папу. Вот какая была у меня бабушка, героическая!
Не забывайте своих родных, звоните, приезжайте и много-много разговаривайте. Мне очень грустно сейчас, что раньше, ребенком, я так мало расспрашивала бабушку о прошлом.
  

    

2 комментария:

  1. Как трогательно. Да, вот и я сейчас очень жалею, что мало разговаривала по душам с моей любимой бабушкой, которой к большому сожалению нет с нами(((

    ОтветитьУдалить
  2. Только когда теряешь близких людей, понимаешь, как мало знал их. И чувствуешь, что не договорил, недолюбил...

    ОтветитьУдалить